(Тризна; † 1656), архим. Киево-Печерского мон-ря, составитель одной из редакций Киево-Печерского патерика.
Принадлежал к западнорус. правосл. шляхетскому роду, относившемуся к гербу Gozdawa. С детских лет жил в Киево-Печерском мон-ре, где получил образование. С 1640 г. (или с окт. 1646) являлся игуменом виленского Братского Свято-Духова мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь). В янв. 1647 г., после кончины Киевского митр. свт. Петра (Могилы; † 1 янв. 1647), И. стал его преемником в должности настоятеля Киево-Печерского мон-ря. По мнению П. Пекарского, такова была предсмертная воля митр. Петра, по другой т. зр., И. был вызван из Вильно духовным собором Киево-Печерского мон-ря и «панами-обывателями» Киевского воеводства. В избрании киево-печерского архимандрита, состоявшемся 25 янв. 1647 г., сразу после похорон митр. Петра, приняли участие киево-печерская братия во главе с наместником Варлаамом (Детковским), Игнатий (Оксенович-Старушич), игум. киевского Выдубицкого Всеволожа во имя архангела Михаила монастыря, Софроний (Жеребило-Лабунский), игум. Кирилловского мон-ря, и представители правосл. дворянства Киевского воеводства. Спешка в избрании киево-печерского архимандрита объяснялась, по мнению прот. Ф. И. Титова, желанием устранить борьбу между конкурентами (Титов Ф., прот. Типография Киево-Печерской лавры. К., 2000. С. 315). Став киево-печерским архимандритом, И. сохранил за собой настоятельство в виленском Братском мон-ре: 27 февр. 1647 г. И. подписался под актом об избрании на митрополичью кафедру Сильвестра (Косова) как «архимандрит печерский киевский, старший монастыря братского виленского». 23 апр. того же года И., выполняя условия завещания митр. Петра (Могилы), передал Киевскому братству принадлежавшие ранее Киево-Печерскому монастырю села Вишенки и Гнедин. 28 сент. И. отказался от претензий на принадлежавшую Выдубицкому монастырю мельницу близ Киева, т. о. закончив имущественный конфликт между обителями.
Во время казацкого восстания под предводительством Б. М. Хмельницкого (1648-1654) Киево-Печерскому мон-рю и его имениям был нанесен большой урон. На протяжении всего периода военных действий И. не покидал обитель, защищал ее права в судах. 16 февр. 1652 г. И. подал в Житомирский гродский суд жалобу на пана Я. Домановского, ограбившего одно из монастырских имений - с. Вышевичи. В мон-ре благодаря И. во время восстания нашли убежище некоторые польск. и укр. шляхтичи, в частности, православный шляхтич Иоаким (Яким) Ерлич из с. Коломля Волынского воеводства, скрывавшийся в обители в 1648-1651 гг. и начавший здесь создавать записки о событиях 1620-1673 гг. В мемуарах Ерлича приводятся сведения об И. и о Киево-Печерском мон-ре сер. XVII в. В частности, указывается, что осенью 1649 г. И. послал Ерлича со своими письмами на сеймик, созванный в Житомире по инициативе киевского воеводы А. Киселя, выступавшего за переговоры с Хмельницким, которые прошли в кон. 1649 - нач. 1650 г. в Киеве при участии Ерлича. В июле 1651 г. И. вместе с митр. Сильвестром (Косовым) вел переговоры с польск. командованием, готовившимся к захвату Киева. Вместе с представителями киевского магистрата митрополит и печерский архимандрит встретились под Киевом с польск. гетманом Я. Радзивиллом и просили пощадить город, не разорять церкви и мон-ри, подчеркивая, что против Польши воюют только казаки, а не горожане. Киевские послы говорили о необходимости прекратить разграбление города казаками и просили гетмана не допустить мародерства со стороны военных, Радзивилл пообещал выполнить их просьбу. 25 июля (4 авг.) польские войска заняли Киев и оставались там до сент. 1651 г., когда городом снова овладели казаки. Несмотря на военное время, в Киево-Печерском монастыре продолжала работать типография. Почти за 10 лет управления И. монастырем вышли в свет 4 крупных издания, представлявшие собой перепечатку ранее выпущенных книг (в частности, в 1653 по благословению И. был издан сокращенный вариант Требника митр. Петра (Могилы)), а также несколько брошюр. В 1653 г. монастырь и типографию посетил Антиохийский патриарх Макарий III.
После принятия в Переяславе 8 янв. 1654 г. войска Запорожского в подданство рус. царя московские послы отправились в Киев. Узнав об этом, 15 янв. митр. Сильвестр (Косов) и И. послали в Луцк печерского мон. Макария (Крыницкого), к-рый должен был заявить в Луцком гродском суде о том, что рус. власти принуждают киевское духовенство к присяге царю, но духовенство считает своим государем короля. 16 янв. московских послов за неск. верст до Киева встречали митр. Сильвестр, Черниговский еп. Зосима, И., настоятели др. киевских мон-рей. 17 янв. киевляне признали власть царя, но митрополит и И. отказались отпустить своих слуг на принесение присяги. На повторное приглашение со стороны московских послов митр. Сильвестр ответил, что он не может послать своих людей к присяге, опасаясь мести польск. короля по отношению к правосл. духовенству в Речи Посполитой. Действия И. также были обусловлены страхом ответных шагов со стороны польск. властей, в частности, боязнью потерять обширные имения Киево-Печерского монастыря на польско-литовских землях и утратить привилегии и независимость, которыми И. пользовался в Польско-Литовском гос-ве как шляхтич и настоятель ставропигиального мон-ря. Под давлением живших на Печерске казаков 19 янв. 1654 г. митрополит и И. выслали своих людей к присяге, после чего московские послы отправили киевским духовным властям, в т. ч. И., жалованье от царя.
5 марта 1654 г. в связи с рождением царевича Алексея Алексеевича И. отправил грамоту царю Алексею Михайловичу с изъявлением радости о рождении наследника престола (АЮЗР. T. 10. № 6. 10. Стб. 325). В грамоте от 6 июля того же года И. желал царю успехов в борьбе с врагами, высказывая надежду, что царь вскоре получит возможность «весь православный народ» на землях Украины «восприяти, якоже орел птенца под криле, и осенити скипетром державы своей царской». И. сообщил об отправке из Киево-Печерского мон-ря в Москву уставщика иером. Герасима и казначея мон. Авксентия (Устрицкого), к-рые должны были передать царю ходатайство архимандрита о подтверждении за мон-рем имений, а также владельческие документы. Необходимость подтверждения владельческих прав мон-ря была обусловлена тем, что на его имения посягали местные дворяне. И. послал царю резной крест, Апостол, Апокалипсис и часть мощей прп. Марка Гробокопателя, Киево-Печерского. К грамоте И. гетман Хмельницкий присоединил сопроводительное письмо от 28 июля 1654 г., в котором просил царя удовлетворить ходатайство архимандрита и братии (Там же. № 16. 5. Стб. 719-723). Царь исполнил просьбу И., подтвердив за Киево-Печерским мон-рем все его имения и привилегии.
В янв. 1655 г. И. присутствовал на собрании духовенства и мирян Киевского воеводства, где была объявлена грамота о победах царя в Белоруссии, затем в Софийском соборе был отслужен благодарственный молебен. В янв. 1656 г. царь Алексей Михайлович повелел И. отправить в Москву жившего в Киево-Печерском монастыре певца мон. Иосифа (Загвойского), который должен был обучать москвичей партесному пению. 9 февр. 1656 г. киевский воевода кн. Ф. Ф. Волконский доложил царю, что мон. Иосиф (Загвойский) по благословению И. покинул Киево-Печерский монастырь и удалился в неизвестном направлении. Впосл. выяснилось, что Иосиф скрывался от властей, не желая ехать в Москву. Более поздние сведения об И. отсутствуют.
Наиболее значительным лит. трудом И. является новая редакция Киево-Печерского патерика. Книжник опирался на труд Сильвестра (Косова) «Paterikon, abo Żywoty świętych oyców Pieczarskich» (Патерик, или Жития святых отцов Печерских) (К., 1635) и на более ранние редакции, содержавшие помимо агиографических повествований летописные сообщения. В результате работы И. древний патерик, существенно дополненный агиографическими материалами, вероятно из б-ки Киево-Печерского мон-ря, оказался частью обширного исторического сочинения. Единственный сохранившийся список труда И. принадлежал бывш. келарю Троице-Сергиева мон-ря Симону (Азарьину), рукопись была создана, по-видимому, при жизни И.: «Патерикон Киево-Печерский. Жития и подвизи преподобных отец наших, в пещерах просиявших. Списан трудолюбием блаженнаго Нестора, рускаго летописца. По времени же паки приложи некоих жития св. отец Печерских боголюбивый епископ Симон Суждалский и Владимерский, последи же пространнее написа и в едино счини блаженный Поликарп, архимандрит печерский. Ныне же мало пространнее от Летописца русскаго, от начала в лета Ноева по потопе, откуду корень изыде преславнаго словенскаго языка и како израстоша в нем ветви богоугодныя, сочинен и в едино совокуплен тщанием и повелением боголюбиваго архимандрита св. великия пресветлыя царския лавры Печерския кир Иосифа Тризны» (РГБ. Ф. 304.I. № 714, 390 л.). На нижних полях первых листов имеются записи: «Лета 7173 [1664/65] года дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Лета 7164 [1656] мес. февраля сия книга Троицкаго Сергиева монастыря бывшаго келаря Симона Азарьина».
Памятник состоит из 3 частей: летописной (общеисторической), существенно отредактированного патерика с вкраплениями летописной информации и др. материалов. Исследователи излагали разные т. зр. на то, какими летописными сводами пользовался И. Наиболее обоснованная т. зр. была высказана В. А. Кучкиным. Историк определил, что летописные добавления в патерик, сделанные И., обнаруживают наибольшую близость к тексту т. н. Тверского сборника (составлен между сер. XVI и 1-й третью XVII в., содержит значительные фрагменты тверского летописания с кон. XIII по кон. XV в.), но не тождественны ему. Кроме того, по мнению Кучкина, в патерик вошли сообщения из Ипатьевской летописи и Никоновского свода (др. следы знакомства с Никоновской летописью на Украине в сер. XVII в. отсутствуют). Ипатьевская летопись использовалась редактором в виде неизвестного в наст. время текста, соединявшего особенности Ипатьевского, Хлебниковского и Погодинского списков. Кучкин также установил, что в патерике прослеживаются заимствования из Хронографа и какой-то белорусско-литов. летописи. Значительная часть приведенного И. исторического материала не имеет параллелей в летописных сводах. Особенностью патерика в редакции И. является наличие в нем церковно-юридических документов. Можно предположить, что И. пользовался не мн. летописными сводами, но одним источником, к-рый в заглавии патерика назван «Летописцем русским», созданным на западнорус. землях и объединившим черты указанных летописей.
И. является автором предисловия «Предмова до освященнаго клиру» к изданию «Литургиарион, си есть Служебник» (К., 1653). Не исключено, что киево-печерский архимандрит между 1651 и 1653 гг. составил основу для 1-го восточнославянского исторического соч. «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славянороссийского народа и первоначалных князех богоспасаемаго града Киева», опубликованного Киево-Печерским монастырем в 1674 г. Патерик в редакции И. был использован при подготовке 2-й печатной редакции памятника (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661).
Парадный ростовой портрет И. 1-й пол. XVIII в. (НХМУ; см.: Украïнський портрет ХVI-XVIII ст.: Кат.-альбом / Авт.-укл.: Г. Белiкова, Л. Членова. К., 2004. С. 171. № 151) первоначально находился на хорах Успенского собора Киево-Печерской лавры в ряду изображений настоятелей обители. Архимандрит представлен вполоборота влево, на нем мантия и черный клобук округлой формы, на груди - крест, в правой руке - посох, в левой - книга и четки. И. средних лет, с небольшой русой бородой; слева вверху помещен его герб с аббревиатурой титула, внизу - надпись: «Архимандритъ Iосифъ тризна». Слева - аналой с большим Распятием и книгой, справа - красный занавес. Портрет И. 60-х гг. XIX в. (НКПИКЗ), происходящий из конгрегационного зала КДА, является поясным повторением этого полотна из галереи лаврских архимандритов (Для посетителей портретной залы КДА: [Кат.]. К., 1874. С. 4. № 7; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293; Титов Ф. И., прот. Имп. КДА в ее 3-вековой жизни и деятельности (1615-1915): Ист. зап. К., 2003. С. 154).